Краткий пересказ Горе от ума
Кратчайший пересказ Горе от ума
- Действие комедии «Горе от ума» происходит в доме Фамусова, знатного помещика.
- Его дочь Софья проводит ночь с секретарём Фамусова Молчалиным, о чём узнаёт Чацкий, её бывший возлюбленный.
- Чацкий критикует Молчалина и высмеивает его перед Софьей, после чего девушка распространяет слух о том, что Чацкий сошёл с ума.
- Гости на балу принимают эти слухи за правду и считают Чацкого сумасшедшим.
- Не найдя понимания среди фамусовского общества, Чацкий уезжает.
Краткий пересказ произведения Грибоедова “Горе от ума” по главам
Действие 1: Возвращение Чацкого и новый возлюбленный Софии
Раннее утро. Лизанька всю ночь ждала у двери в спальню Софии, пока та была с кавалером. Чацкий, восхищённый красотой Софии, огорчён её холодным приёмом. Он начинает насмешливо расспрашивать её о старых знакомых и московском обществе, где “господствует ещё смешенье языков: французского с нижегородским”. Чацкий убеждается, что Москва всё та же. Он также насмешливо отзывается о Молчалине, что обижает Софию. Фамусов появляется, и София уходит. Фамусов расспрашивает Чацкого о путешествии, но тот откланивается, сославшись на усталость. Фамусов остаётся гадать, кого выбрала его дочь: нищего секретаря или франта и мота.
Действие 2: Спор Чацкого с Фамусовым и Скалозубом
Фамусов читает календарь со списком дел. Выясняется, что в один день ему нужно быть на званом обеде, поминках и именинах. Чацкий заводит разговор о Софии. Фамусов интересуется, не хочет ли Чацкий жениться, и заявляет, что сначала Чацкий должен разумно управлять своим имением и выслужить чин. София уверяет, что её пугает малейшее несчастье, случившееся не с ней, но Чацкий подозревает, что между Софией и Молчалиным что-то есть. Когда Чацкий и Скалозуб уходят, Лизанька отчитывает Софию за излишнюю откровенность. Молчалин боится, что пойдут слухи и навредят ему. Они убеждают Софию пойти к отцу и пококетничать со Скалозубом.
Действие 3: Бал. София называет Чацкого безумцем
Чацкий пытается выведать у Софии, кто её избранник. Девушка говорит, что ей неприятна излишняя резкость и насмешливость Чацкого. Она считает, что такой ум, как у него, семью не осчастливит. Молчалин же не гений, но молчаливый, послушный, старательный, скромный, не отвечает, когда его бранят. Чацкий относится к нему насмешливо и презрительно. Скрываясь в швейцарской, он слышит, как его называют сумасшедшим. Чацкий недоумевает, кто мог так его ославить. Выйдя из укрытия, Чацкий начинает упрекать Софию, что та предпочла ему это ничтожество. Чацкий не хочет оставаться в Москве, где его объявили безумным.
Действие 4: Разочарованный Чацкий уезжает из Москвы
Чацкий уезжает из Москвы. Фамусов ничего не понимает из его слов и окончательно убеждается в его безумии. Фамусова беспокоит, чтобы слух о скандале не разошёлся по Москве: “Ах! боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!”
Таким образом, произведение “Горе от ума” описывает конфликт между Чацким, вернувшимся из странствий и высмеивающим пороки московского общества, и этим обществом, которое объявляет его безумцем и вынуждает его уехать навсегда.
Анализ произведения Горе от ума — Грибоедова
«Горе от ума» — это комедия в стихах Александра Грибоедова, написанная в начале XIX века. В ней автор критикует общественные пороки и нравы своего времени, особенно обращая внимание на проблему противостояния старого и нового мировоззрений.
Главные герои произведения — Чацкий, представитель молодого поколения, и фамусовское общество, состоящее из представителей аристократии и чиновничества. Чацкий выступает против устаревших традиций и порядков, но сталкивается с непониманием и неприязнью со стороны общества.
Комедия написана в стиле классицизма, но с элементами романтизма и реализма. В произведении используются различные стихотворные размеры и рифмы, что делает его более живым и интересным для чтения.
«Горе от ума» оказало большое влияние на развитие русской литературы и театра. Оно стало символом борьбы за свободу мысли и слова, а также показало важность социальных проблем в литературе.
«Горе от ума» — это гениальное произведение Грибоедова, которое отражает жизнь русского общества начала XIX века.