Квартет (Басня)
Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки,-
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. —
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет?-
Кричит Осел,- мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй,- говорят,- возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней,-
Им отвечает Соловей,-
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь».
Анализ басни Крылова — Квартет
Басня «Квартет» Ивана Крылова была впервые опубликована в 1881 году. В ней автор через образы животных показывает людей, занимающих высокие должности в государственном совете, но не обладающих необходимыми знаниями и умениями.
Сюжет басни разворачивается вокруг Мартышки, Осла, Козла и Мишки, которые решают сыграть квартет, имея инструменты и ноты. Герои уверены, что у них всё получится, но музыка не идёт. Мартышка решает, что проблема в неправильном расположении музыкантов, и начинает пересаживать их. После смены мест квартет всё равно не звучит, и звери предлагают сесть по-другому (в ряд). Но и это не помогает.
На шум героев прилетает Соловей. Звери просят его разрешить их спор и говорят, что у них есть всё необходимое для игры, но они не знают, как правильно сесть. Соловей отвечает, что главное — умение играть, и как бы герои ни сели, квартет у них не получится.
Басня «Квартет» написана в стихотворной форме и использует различные средства художественной выразительности, такие как аллегория, эпитеты, олицетворение и инверсия.
Мораль басни заключается в том, что для достижения успеха в любом деле необходимы знания и умения, а правильное расположение музыкантов не гарантирует хорошую игру.