Пророк
С тех пор как Вечный Судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья —
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром Божьей пищи.
Завет Предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная.
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
1841 г.
Анализ стихотворения Лермонтова Пророк
Стихотворение «Пророк» М. Ю. Лермонтова было написано в последний год его жизни, в 1841 году. Оно отражает тему поэта и общества, связанную с библейским сюжетом о пророке Иеремии. Стихотворение представляет собой лирическую исповедь, состоящую из семи строф, написанную четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой.
В произведении присутствуют метафоры («страницы злобы и порока», «читать в очах») и эпитеты («божья пища», «вечный судия», «самолюбивая улыбка», «шумный град»). Также используется перифраза («вечный судия», «предвечный»).
Основная мысль стихотворения заключается в том, что творческий человек обречён на одиночество и непонимание со стороны общества.
Главная идея — показать несправедливость общества к тем, кто наделён «божьим даром».
В стихотворении «Пророк» Лермонтов затрагивает тему поэта и толпы, показывая своё видение и понимание этой проблемы.
Поэт представлен как посланник Бога, наделённый даром всеведения, но за этот дар он расплачивается одиночеством, изгнанием и неприязнью общества.