У камина
У камина, у камина
Ночи коротаю.
Все качаю и качаю
Маленького сына.
Лучше бы тебе по Нилу
Плыть, дитя, в корзине!
Позабыл отец твой милый
О прекрасном сыне.
Царский сон оберегая,
Затекли колени.
Ночь была… И ночь другая
Ей пришла на смену.
Так Агарь в своей пустыне
Шепчет Измаилу:
— «Позабыл отец твой милый
О прекрасном сыне!»
Дорастешь, царек сердечный,
До отцовской славы,
И поймешь: недолговечны
Царские забавы!
И другая, в час унылый
Скажет у камина:
«Позабыл отец твой милый
О прекрасном сыне!»
1917 г.
Анализ стихотворения Марины Цветаевой “У камина”:
Стихотворение Марины Цветаевой “У камина” развивает африканскую тему, ассоциирующуюся с мифом о египтянке Агари, дочери фараона, и её сыне Измаиле. Цветаева также затрагивает тему Моисея, найденного в тростниковой корзине дочерью фараона. В её стихотворении переплетаются две библейские истории и две матери. Лирическая героиня Цветаевой, в отличие от мужчины, который позабыл о женщине и сыне, оказывается связанной с Африкой и экзотической тематикой.
В стихотворении присутствуют две женщины: Агарь и “другая”, которая чувствует себя брошенной. Сын, который должен походить на отца, становится символом разлуки и забытых обязательств. Цветаева, возможно, выражает свою тоску по неизвестному возлюбленному, создавая поэтическую картину жизни и расставания.
Композиционно стихотворение Цветаевой можно рассматривать как развитие темы, начатой Гумилевым, но с важным отличием: у Цветаевой появляется третий элемент – ребенок, который отсутствовал у Гумилева. Это добавляет глубину и драматизм в изображение отношений между мужчиной и женщиной.
Стихотворение Цветаевой также стало источником вдохновения для Иосифа Бродского, который написал “Колыбельную” в 1992 году, в год столетия со дня рождения Цветаевой. В своем стихотворении Бродский подчеркивает связь с Цветаевой через образ библейской Агари и духовное отцовство.
Таким образом, стихотворение “У камина” Марины Цветаевой не только развивает известные мифы и истории, но и становится важным элементом в диалоге между поэтами, отражая личные и творческие переживания автора.
В стихотворении Марины Цветаевой “У камина” используются следующие литературные приемы:
- Эпитеты:
- “Маленький сын”“Прекрасный сын”
- “Царский сон”“унылый час”
- Метафоры:
- “Позабыл отец твой милый О прекрасном сыне”
- “Царский сон оберегая”
- Символика:
- Камин символизирует домашний уют и тепло, но также может ассоциироваться с семейными узами и их разрушением.
- Нил и корзина символизируют библейскую историю об избавлении и защите, что контрастирует с заброшенностью и забытостью в стихотворении.
- Аллюзии:
- Упоминание Агар и Измаила является аллюзией на библейскую историю, что придает стихотворению религиозный и мифологический контекст.
- Антитеза:
- Противопоставление “прекрасного сына” и “забытого отца” создает драматический эффект и подчеркивает трагедию ситуации.
- Рефрен:
- Повторяющаяся фраза “Позабыл отец твой милый О прекрасном сыне” усиливает эмоциональное воздействие и подчеркивает основную тему стихотворения.
Эти литературные приемы помогают Цветаевой передать сложные эмоции и создать глубокий, многослойный текст, который затрагивает темы семьи, утраты и памяти.