Анчар
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
1828 г.
Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»
История создания: стихотворение основано на легенде об ядовитом дереве и трудах доктора Фуше, а также отражает личные переживания Пушкина после михайловской ссылки.
Жанр и направление: лирическое стихотворение, частично баллада, с элементами романтизма и реализма.
Тема и проблематика: пагубность неограниченной власти, противостояние власти природным законам.
Система образов: анчар — символ зла, непобедимый владыка — символ несправедливой власти, слуга — покорный исполнитель.
Сюжет и композиция: линейная композиция, с экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой.
Художественные особенности: использование метафор, эпитетов, сравнений и антитезы для передачи идейного и психологического послания.